Общественная наблюдательная комиссия – это относительно молодой институт в нашей стране, ему чуть больше 10 лет. Туда входят общественники, которые имеют право посещать любые места принудительного содержания, проверять условия содержания и, в первую очередь, отчитываться перед обществом, что происходит за колючей проволокой. ОНК может посещать не только колонии, но и тюрьмы, следственные изоляторы, психиатрические отделения, военные гоуб-вахты, спецшколы, то есть все места, где люди содержатся принудительно.
Чем может помочь ОНК?
В ОНК входят активисты общественники, поэтому ожидать от этой структуры, что они будут выполняться функции прокуратуры, надзора, контроля и прочего – это наверно неправильно. Но ОНК – это некий свежий взгляд на какие-то проблемы. Приведу пример. Сотрудник может проходить по коридору и не видеть разбитого окна в камере, потому что «замылился» взгляд, а ОНК может обратить на это внимание. Иногда достаточного того, что в любой момент может прийти представитель общественности и зафиксировать нарушение. Иногда этого достаточно, чтобы не нарушались права граждан.
Как можно обратиться в ОНК?
Существует официальный адрес, он указан на сайте http://onkspb.ru. Адрес комиссии: 191124, Санкт-Петербург, Суворовский пр. 62, там есть почтовый ящик, куда можно опустить письмо. Кроме того есть электронная почта: mail@onkspb.ru Кому-то удобнее обратиться через сайт.
Мы стараемся отвечать на вопросы с помощью форума.
Надо не забывать, что в принципе можно обратиться к любому члену ОНК лично, если он вызывает у вас больше доверия.
Сейчас в ОНК 40 человек (было 25), это все представители разных общественных организаций.
Все обращения загружаются в общую базу и рассматриваются или совместно или по мере той компетенции, которая есть у того или иного члена ОНК.
Ваши услуги оказываются платно или нет ?
Конечно, бесплатно. Закон запрещает брать любые деньги. Если вдруг вам известны случаи, что члены ОНК просят у вас оплатить какие-то услуги, то просьба сообщать лично мне или в правоохранительные органы. Это недопустимо. Закон прямо запрещает брать деньги за помощь, если ктото нарушает закон – надо от таких людей
избавляться и выгонять из ОНК. Такая процедура существует – нарушение этики ОНК. Пока таких случаев не было.
Когда нет смысла обращаться в ОНК?
Часто к нам приходят обращения в ОНК, когда люди предполагают, что у нас есть какие-то функции прокуратуры.
Мы никаким образом не можем повлиять на следствие, на решения судов, мы их не контролируем. Мы не можем пока что посещать автозак (автомобиль для перевозки подозреваемых и обвиняемых), конвойные помещения судов и поезда, в которых транспортируют заключенных. Пока мы не получили таких функций.
Мы стараемся помочь, если к нам обращаются по каким-то медицинским вопросам, но у нас, к сожалению, очень мало
людей с медицинским образованием, и поэтому мы не можем качественно проверитьобращения граждан, которые касаются медицины. Но в любом случае стараемся организовать такие проверки, пересылая данные в ФСИН.